Храм Святителя Николая

+7 (965) 591-51-28

вперед_активная.jpgдомой.jpgназад_активная.jpg

Слушать аудио

1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.

2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.

3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!

4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.

5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?

6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло:

7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.

8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.

9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?

10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.

11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.

12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?

13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,

14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

Толкование

Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
1 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.

1. "Человек хочет поглотить меня". Словом "человек" Давид обозначает филистимлян, среди которых ему пришлось вращаться и которые не могли быть благосклонно настроены к нему, как недавнему победителю Голиафа. Они могли подозрительно относиться к нему и видеть в нем шпиона со стороны враждебного к ним еврейского народа, а потому зорко следили за его словами и поступками.

2 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
3 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
4 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?

4. "В Боге восхвалю я слово Его". Под "словом" разумеется определение Божие относительно Давида, по которому он был предназначен сделаться царем еврейского народа. "Восхвалять" - благодарить, прославлять. Давид благодарит Бога за такое определение о нем не потому, чтобы находил здесь удовлетворение своему тщеславию, а потому, что видел о нем благоволение к себе Господа, почему у него, жившего среди филистимлян, злых врагов своего народа, не колеблется вера в свое спасение: Бог, давший о нем такое слово, не оставит его неосуществленным и, значит, спасет Давида, поэтому-то Давид и говорит: "не боюсь, что сделает мне плоть?"

5 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне - на зло: 
6 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
7 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.

7. Бог правосуден. В отношениях окружающих Давида филистимлян он видит несправедливую вражду, незаслуженную им, как невинным и невольным изгнанником из своей родины. Враждебное отношение питали не только к нему, но и ко всем евреям, и не только филистимляне, но и все язычники, поэтому молитва Давида о своем спасении переходит в молитву и за свой народ: "во гневе низложи, Боже, народы" (языческие).

8 У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя,- не в книге ли они Твоей?

8. Характеристика бдительного отношения Бога к человеку. Все страдания последнего как бы исчисляются Господом ("исчислены мои скитания"), Господь хранит их как бы в сосуде: он как бы записывает все, чем незаслуженно обижен человек.

9 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
10 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
11 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
12 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы, 

12. Обеты, данные Давидом пред Богом, указаны в следующем стихе.

13 ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

13. Ходить "пред лицем Божиим во свете живых" - значит своими поступками ни в чем не оскорблять и не нарушать велений Господа, руководиться всегда памятованием, что Господь видит, лицо Его обращено к человеку. "Во свете живых" можно бы передать "для просвещения живущих", т. е. деятельность человека, согласная с Божественной волей, важна не как только выражение искренности его воззрений, но и как средство религиозно-нравственного просвещения других людей.

  ц55