Храм Святителя Николая

+7 (965) 591-51-28

вперед_активная.jpgдомой.jpgназад_активная.jpg

Слушать аудио

Учение Асафа.

1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?

2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился.

3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.

4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;

5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;

6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;

7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;

8 сказали в сердце своем: «разорим их совсем», – и сожгли все места собраний Божиих на земле.

9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.

10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?

11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.

12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!

13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;

14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским];

15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.

16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;

17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.

18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.

19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.

20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.

21 Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.

22 Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;

23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.

Толкование

1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?

1. "Отринул нас навсегда" - не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями поэтами. Можно понимать "навсегда" и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни - Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда.

2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего,- эту гору Сион, на которой Ты веселился.

2. "Сонм" - собрание людей, народ. "Стяжал" - приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. -"Искупил в жезл достояния", точнее "искупил в колено достояния", т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.

3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.

3. "Подвигни стопы Твои к вековым развалинам", разумеется - Иерусалима и храма. Название этих развалин "вековыми" свидетельствует, что псалом написан не тотчас после разрушения Иерусалима и храма, но значительное время спустя, тогда пред писателем псалма ясно обнаружилась непоправимость бедствия силами тех немногих из евреев, которые еще оставались здесь. Очевидно, над несчастной и опустошенной Палестиной само время сказывалось разрушительно. Храм Соломона представлял обширные сооружения и обладал громадными ценностями, поэтому понятно, что "все разрушил враг во святилище", не только взял его ценности, но уничтожил все постройки около храма.

4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших; 

4. Под "собраниями" нужно разуметь те религиозно-просветительные учреждения наподобие пророческих школ, которые давно существовали у евреев и из которых может быть к началу вавилонского плена начали вырабатываться, развиваться зачатки будущих синагог. Среди этих собраний "враги рыкают", как хищные звери. Они враждебно относятся к этим молитвенно-просветительным кружкам, может быть подозревая в них кружки политического характера, скрывающие свои стремления к восстановлению нации. Как завоеватели, вавилоняне поставили "знаки свои вместо знамений наших", т. е. не только ввели свои учреждения и свое управление, но и уничтожили все, что напоминало прежние священные изображения. Вместо них они ввели свои знаки.

5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева; 
6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами; 
7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего; 

7. Сожжение храма указывает, что описанное в псалме опустошение храма нельзя относить к Антиоху Епифану, когда были уничтожены только его ворота. - "Осквернили жилище" - издевались над святостью места и святынями Израиля самыми разнообразными и грубыми средствами, что было в обычаях того времени.

8 сказали в сердце своем: "разорим их совсем",- и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет. 

9. "Нет знамений наших", всего того, что напоминало культ Иеговы - жертвенника, священнослужений и Божественных откровений. "Нет пророка". Пророки были глашатаями Божественной воли народу, посредниками между ними и Богом, выяснявшими народу и указывавшими задачи его ближайшей деятельности. Теперь этого нет. Пророк Иеремия уже умер в Египте (псалом написан значительное время спустя после разрушения Иерусалима, см. 3 ст. ; пророк же Иеремия вскоре после этого события был уведен в Египет, где, по преданию, умер через 4 года); пророк Даниил выступил на служение не в Палестине, а гораздо позже, при том, его пророчества не касались специально еврейского народа и не давали последнему руководство на данное время; пророк Иезекииль тоже жил в плену и тоже не сообщал руководственных наставлений палестинским евреям. Бедствия же опустошения так грозны и лишения так велики, что удрученный писатель сетует: нет никого, кто сказал бы, как долго продолжится такое состояние разоренности, какое он наблюдает кругом себя сейчас. Неужели не настанет хотя незначительного улучшения? Понимать это "доколе" в смысле незнания продолжительности вавилонского плена, нельзя, так как писатель не мог не знать предсказания пророка Иеремии о семидесятилетнем порабощении Вавилону.

10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.

11. "Из среды недра Твоего порази" врагов. Недро - пазуха, близкое место к сердцу. Порази от сердца, по желанию и полной заслуженности кары, так как враги, осквернивши святыню, являются врагами и Господа, оскорбляющими Его.

12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; 
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским]; 
15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.

13-15. "Расторг... море" - Чермное, при переходе через него евреев. - "Сокрушил головы змиев в воде" - потопил египтян, так же губивших евреев непосильными работами, как укушения змей убивают людей; "сокрушил голову левиафана", т. е. крокодила. Разумеется фараон, гнавшийся за евреями. - "Отдал его в пищу людям пустыни" - трупы потонувших египтян, когда волны выбросили их на берега, сделались пищей зверям пустыни, в частности шакалам. Название "народом" стай хищных зверей в Библии употребляется, напр., в кн. Притчей собрание муравьев, зайцев, называется народом (Притч XXX:25-26). - "Иссек источник и поток" - чудесное взведение воды в пустыне; "иссушил сильные реки" - реку Иордан при И. Навине.

16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце; 
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.

16-17. Указание на другие дела божественного всемогущества, состоящие в установлении законов смены дня и ночи и времени года.

18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.

18. "Безумные", вероятно, халдеи, оскорблявшие и поносившие имя Иеговы.

19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.

19. Зверями называются тоже халдеи за их жестокое отношение к евреям. "Горлицей" - народ еврейский. Образ одинокости и беззащитности.

20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.

20. В Палестине много гор и пещер, где легко укрываться всяким грабителям. По разрушении Иерусалима свободно могли образоваться такие шайки и из скрытых мест выслеживать себе добычу.

21 Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.

21. "Да не возвратится угнетенный посрамленным", пусть молитва угнетенного народа об освобождении из плена и восстановлении прежнего величия Палестины будет услышана Тобою, Господи.

22 Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного; 
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается. 

ц73-1 ц73-2