Храм Святителя Николая

+7 (965) 591-51-28

вперед_активная.jpgдомой.jpgназад_активная.jpg

Слушать аудио

[Аллилуия.]

1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая.

2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.

3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;

4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.

5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим.

6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.

7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.

8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку];

9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.

10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, ‑

11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.

Толкование

1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно,- хвала подобающая.

1. Восхваление Господа в гимнах и песнопениях со стороны еврейского народа есть "хвала подобающая", должная. Она вызывается теми проявлениями Божественного благоволения, которые обильно изливаются на еврейский народ, начинаясь с факта возвращения его из плена. Это "восхваление" не есть, однако, холодное, только внешнее воздаяние Богу благодарения; оно наполняет все существо писателя, согрето чувством и есть выражение глубоко тронутого сердца, которому "благо и сладостно" изливаться в этих благодарственных гимнах.

2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; 

2-3. Повод к восхвалению Господа - возвращение из плена еврейского народа и восстановление Иерусалима. Эти события, являясь началом новой, национально самобытной эры жизни, исцеляют те скорби в евреях, которые были последствием сознания, что в плену они - рабы, потерявшие политическую и гражданскую самостоятельность, о которой сетовали и которой страстно желали. Теперь эти сетования закончились и желания евреев осуществились.

4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим.

4-5. Небо усеяно неисчислимым количеством светил. Пересчитать последние человеку невозможно. У Бога же они все сосчитаны, что указывает на неизмеримость и всеобьемлемость божественного ведения. "Называть именами" - давать определенное назначение. Бог не только знает, сколько звезд на небе, но и каждая из них отправляет и исполняет свою определенную службу по Его воле, а потому "разум Его неизмерим", Его действий в мире человек никогда не познает и не обнимет своим ограниченным умом.

6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.

6. "Смиренные" - евреи, возвращением из плена "возвышенные" как в глазах древних народов, по отношение к которым они снова явились самостоятельной политической величиной, так и в очах Господа, Который теперь приблизил их к Себе. "Нечестивые" - языческие народы, политическое могущество которых непрочно и непостоянно: прежние повелители делаются рабами - вавилоняне порабощены мидянами, которые подпали под власть персов (смена восточных мировых монархий происходила на глазах евреев).

7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.

7. "Петь поочередно" - или отдельными группами хоров, или по сословиям и классам народа.

8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; 
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему. 
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,- 
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.

10-11. Величие человека и целого народа зависит не от обилия его военной силы ("конь" - символ военной крепости, так как количеством колесниц и коней на древнем Востоке измерялась сила врага), физической ловкости и выносливости воина ("ноги человеческие", - т. е. уменье быстро, долго и сильно бегать, что очень важно на войне), а степени веры в Бога. Последнее оправдалось на евреях. Они - народ не военный и не боевой - были в плену бесславными и бесправными рабами у могущественных язычников, но получили свободу и независимость не успешной внешней борьбой со своими врагами, а по милости Господа, на Которого одного надеялись.

  ц146