Храм Святителя Николая

+7 (965) 591-51-28

вперед_активная.jpgдомой.jpgназад_активная.jpg

Слушать аудио

1 Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.

2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:

3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,

4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,

6 между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.

8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.

9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.

10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?

12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?

13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.

15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,

18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.

19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

Толкование

1 Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: 

2. "Днем вопию и ночью пред Тобою" - постоянно, неусыпно писатель взывал к Богу о помощи ввиду тяжелого и безвыходного своего положения.

3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, 
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

4. "Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней" - я полон страданий как духовных, так и телесных. Под "душевными" страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под "телесными" - внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь.

5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, 
6 между мертвыми брошенный,- как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

5-6. "Я сравнялся с нисходящими в могилу" - я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен "между мертвыми брошенный" - безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен "как убитые, лежащие во гробе", которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.
10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

7-10. Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев ("ярость и волны") в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями ("удалил знакомых"). Сношения со мною они считают осквернением ("сделал меня отвратительным для них"), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме (6-9), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. - "Око мое истомилось от горести" - глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно - в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? 
12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?
13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?

11-13. Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле ("во мраке, в земле забвения" - т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле - воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя.

14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

14-15. Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога - зачем Ты, Господи,"отреваешь душу мою" - зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи?

16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

16. "Я несчастен и истаеваю с юности" - я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом - четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон - смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, 
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

ц87-1 ц87-2