Слушать аудио
Песнь восхождения. Давида.
1 Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, ‑
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Толкование
1 Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень".
1. Указание на обычай "троекратного в продолжение года хождения в Иерусалим на великие праздники для поклонения Господу". Этот обычай, соблюдавшийся даже во время Судей, был с особенной силой восстановлен во времена Давида. Слова эти могли, конечно, повторяться и евреями, возвращавшимися из плена или даже пред окончанием его, когда они исполнены были пламенного желания возвратиться в родную Палестину и увидеть священные места.
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим,-
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
2-3. Город Иерусалим представляется обнесенным оградой с сооруженными в ней воротами; он - слит в одно, т. е. застроен зданиями, тесно примыкавшими друг к другу. Таким Иерусалим не был при возвращении и значительное время спустя после возвращения из плена, когда его стены и дома были в развалинах.
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
4. Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорить за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло.
5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
5. "Престолы суда, престолы дома Давидова". Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного "суда". С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят "престолы дома Давидова".
6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие - в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "мир тебе!"
9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
6-9. Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и "ради дома Господа", ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу.