Храм Святителя Николая

+7 (965) 591-51-28

вперед_активная.jpgдомой.jpgназад_активная.jpg

Слушать аудио

Учение Асафа.

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, ‑

7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,

8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:

10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;

11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;

14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;

15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;

16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:

18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»

20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»

21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля

22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,

24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею

27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

28 поверг их среди стана их, около жилищ их, ‑

29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,

31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

35 и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их,

36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:

39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!

41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,

42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,

43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;

44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;

45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;

46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче;

47 виноград их побил градом и сикоморы их – льдом;

48 скот их предал граду и стада их – молниям;

49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;

52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;

53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;

54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;

55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;

57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;

58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;

61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,

66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;

67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,

68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих

71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Толкование

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

1. "Внимай, народ", "приклоните ухо" - внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

2. "Притча" - краткое изречение; "гадание" - тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, 

5. "Он постановил устав в Иакове, положил закон в Израиле" - Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.

6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,- 
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, 
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

8. Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.

9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: 
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; 
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

9-11. К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было - практическим неверием.

12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: 

12. "Поле Цоан" - главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.

13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; 
14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; 
15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; 
16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: 
18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, 

18. Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне "искушали Бога в сердце" - обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.

19 и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля 
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, 
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

24-25. Манна называется "хлебом небесным", так как была послана с неба. - "Хлеб ангельский ел человек", т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она "подаваема была ангелами" (блаж. Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.

26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею 
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: 

27. "Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых" - обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.

28 поверг их среди стана их, около жилищ их,- 
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, 
31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, 

34. Как только евреев постигали бедствия, они "с раннего утра", тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.

35 и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их, 
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; 

36. "Льстили Ему устами своими и языком лгали пред Ним", означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.

37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! 
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, 
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, 
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; 
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; 
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; 
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче; 
47 виноград их побил градом и сикоморы их - льдом; 
48 скот их предал граду и стада их - молниям; 
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

49. "Посольство злых ангелов" - не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; 
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; 
52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; 
53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; 
54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; 
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; 
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; 
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; 
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; 
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, 

60-61. "Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою", т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (см. 1 Цар IV:21; V:1).

62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; 

63. "Девицам его не пели брачных песен" - в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.

64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

64. "Священники его падали от меча" - разумеется смерть Офни и Финееса.

65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, 
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; 
67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, 
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

67-68. Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.

69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, 

69. "Устроил, как небо, святилище Свое". Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой - небесной. Пребывание Господа на Сионе - вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.

70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих 
71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

70-72. В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ("взял от дворов овчих"), чистота нравственная ("чистота сердца") и мудрость ("руками мудрыми водил евреев"). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением - гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.

  ц77-1 ц77-2 ц77-3 ц77-4 ц77-5